Стоит ли ставить газ на авто?

Скажу сразу: еще три четыре года назад я был ярым противником газового оборудования на автомобиле. И повторял (с круглыми глазами) как мантру, расхожие и заезженные мифы: клапана прогорят, тянуть не будет, тех осмотр не пройдешь, сэкономленные деньги потратишь на ремонт, и вообще рано или поздно все взорвется! Занимался я тогда (впрочем, как и сейчас) грузоперевозками на газели. В один прекрасный день судьба свела меня с бывшим одноклассником, который занимался установкой ГБО, преимущественно на иномарки. Спорили мы в тот вечер долго, и каждый остался при своем, но зерно сомнения у меня в голове все — таки зародилось. Главный аргумент — это экономия на топливе почти в два раза! При моих пробегах весьма существенная сумма выходила. В общем, думал я не долго. А «добила» меня окончательно Subaru Impreza с твин турбо…на пропане! Установили мне на газель ГБО 4 поколения, большой баллон на 130литров, современные и безопасные: мультиклапан и редуктор, всем этим управляют отдельные мозги Tamona, ну и строго дозируют в каждый цилиндр через форсунки OMVL.
Самый большой баллон  на газель. запас хода 700 км

Самый большой баллон на газель. запас хода 700 км

На сегодня я проехал на газу (пропан-бутановой смеси) около 150 тыс. км. Поэтому о плюсах и минусах знаю не понаслышке, чем с вами и поделюсь. И так самые распространенные вопросы:
  1. Пропан или метан? Метан требует больших и тяжелых баллонов, в которых хранится под давлением 200 атмосфер (что само по себе уверенности не добавляет). Разместить такие баллоны в легковушке, достаточно проблематично, поэтому оставим их камазам(да, да дизель тоже может работать на газу) и пазикам, которые курсируют вокруг метановых заправок. Плюс к этому сеть заправок сжатым газом не очень обширна, заправки присутствуют только в крупных городах (в Екатеринбурге их всего две). А вот пропаном можно заправиться почти в любой деревне.
  2. Установка оборудования стоит очень дорого и никогда не окупится. Да, хорошее оборудование стоит 25 – 30 тыс. руб. И если у вас двигатель 1,1 – 1,3 литра, с расходом 6-7 литров. Смысла ставить ГБО я не вижу. При ежесуточном пробеге в 50-60км оно у вас окупится только через 2-3 года. А вот если у вас двигатель объемом от 2 литров и выше (например: мерседес в 140 кузове с V образной восьмеркой 4.2литра) то экономия будет очень существенная. В моем случае, при нынешних ценах 1км на бензине стоит 4 рубля, на газу 2,2 рубля. То есть почти в два раза. Не сложно посчитать что срок окупаемости составил 12тыс км.
  3. Установщики вмешиваются в электрические цепи автомобиля и могут что то испортить. Конечно могут, особенно если это гаражный сервис «Дядя Вася и компания». Обращаться нужно в специализированную и широко известную мастерскую, они всегда дают гарантию на оборудование и работу. А главное они настроят ГБО под ваши запросы, я сразу попросил: «Пускай кушает по больше, но что бы тянула не хуже чем на бензине». Вообще, вмешательство в электрику минимальное. За основу берется сигнал с бензиновых форсунок, и по ним газовый блок управления рассчитывает момент и продолжительность впрыска газа.
  4. Выпускные клапана при установке ГБО непременно прогорят. Наверное, самая главная «страшилка». Газ имеет октановое число выше 100 ед. и горит дольше, чем бензин. Соответственно для его полного сгорания желательна более высокая степень сжатия и УОЗ чуть более ранний. Русским языком: чем выше степень сжатия, тем проще двигатель переваривает газ. Если мотор рассчитан на 95 – 98 бензин проблем с клапанами не будет. У себя я сфрезеровал ГБЦ под 95 бензин. Но клапана все равно тихонько «садятся».
  5. Баллон занимает весь багажник. У меня как вы понимаете такой проблемы не стояло. Конечно – же, он не занимает весь багажник, но существенно съедает полезный объем. Если уж совсем жалко места попросите установить тороидальный баллон, в нишу запаски.
  6. Газовое оборудование требует повышенного внимания. Отчасти это так, даже если ничего не ординарного не происходит, раз в полгода посетите установочный центр: они проведут визуальный осмотр, компьютерную диагностику и заменят фильтра. Ну а вообще пока не запахло газом, парится не нужно…,а если запахло в большинстве случаев нужно всего лишь подтянуть хомуты на шлангах(хотя если регулярно проводить осмотр на СТО и этого не потребуется).
  7. Зимой на газу машина не едет. Да, тяга на газу в -20 и ниже существенно ухудшается. Мне приходилось ездить в -38 гр. Баллон стоит на улице и газ просто замерзает (перестает испарятся, и не поступает в редуктор). В такую температуру даже газовые заправки не работают (по той же причине). Если баллон стоит в багажнике, то такой проблемы нет, по мере прогрева салона, тяга увеличивается.
  8. Газовых заправок мало и придется стоять в очередях. Я работаю в Екатеринбурге, у нас помимо частников, газ реализовывает сеть заправок «Газпромнефть». Да у них бывает очереди в часы пик…, впрочем как и за бензином. Время заправки пропаном несколько отличатся от времени проведенной возле бензиновой колонки. Полный баллон емкостью 130 литров (по факту влезает 115 литров) наливают примерно за 7 минут. А заправок у нас в городе я насчитал около 20 штук и очереди только на «Газпроме»
  9. На газу ездят только « нищеброды». Ну а вот это точно бред. Меньше всего я на заправках встречаю отечественные машины (исключение: коммерческая техника) В основном это зарубежные большеобъемники: Мерседесы, Крузаки, Форды, Патриоты, реже американские и корейские седаны. Вывод: на газу ездят люди, которые умеют считать деньги.
В заключении, что бы статья не казалась рекламной или агитационной, расскажу историю личной эксплуатации. После установки я три раза приезжал обратно с просьбой подкорректировать настройки ГБО. Только после этого она поехала как надо. Кстати в жару инжекторный двигатель на газу работает лучше, чем на бензине. В первый месяц эксплуатации у меня сломало медную трубку возле заправочной горловины. Надо отдать должное заправщику, у него даже голос не изменился, когда «пшикнуло», но клапана сработали как надо и я спокойно доехал до родного города на газу. А вечером прямо к дому подъехал специалист и все устранил, сказав, что первый раз такое наблюдает. Причину я нашел спустя несколько дней. У меня открутилось переднее крепление кузова, а горловина крепилась именно на нем. Через полгода газ стал самопроизвольно выключаться, т.е. машина незаметно переходила на бензин. По гарантии заменили блок управления, совершенно бесплатно. К слову процесс перехода авто с бензина на газ почти не заметен. Происходит это следующим образом: вы заводите мотор, заводится он исключительно на бензине, по достижению температуры ОЖ 60гр. блок управления автоматически по очереди переключает цилиндры на газ. Переход практически не заметен, и не важно: едите вы в этот момент или стоите. Если газ кончается на ходу, вы почувствуете едва заметное изменение тяги (а может и не почувствуете!) и блок управления переключит мотор на бензин, издав характерный сигнал. Ручной переход тоже возможен, но по факту используется очень редко. При пробеге около 100 тысяч я заменил газовые форсунки, надо сказать, это их практический полный ресурс. Примерно в то же время затеял капитальный ремонт двигателя, газ там был не причем, погнало масло. Общий пробег мотора составлял на тот момент 207 тыс. км. Чистота в моторе почти идеальная – на газу образуется значительно меньше отложений. Износ ЦПГ не большой, коленвал, вообще остался в номинале(!), его даже шлифовать не пришлось. Выпускные клапана, конечно, подгорели и я их заменил (цена вопроса 1400р),подробнее про ремонт: http://lichnimprimerom.ru/kapitalnyj-remont-ili-ona-eto-zasluzhila/. А еще в лютый мороз, за -30 гр. при запуске случился у меня аварийный сброс газа из редуктора. Что сказать, да страшно, сам чуть не сбросил, перекрыл баллон и поехал на бензине. На следующий день заехал к ребятам, с вопросами: что это такое? почему произошло? и как дальше жить? Получил вполне конкретный ответ: ТО надо делать вовремя, фильтра у меня отходили не менянными 63тыс км. В общем: избыточное давление и перемерзший клапан. Поменяли оба фильтра — спокойно езжу дальше. Перед следующей зимой нужно будет перебрать редуктор, что бы исключить повторение ситуации. Ну вот и весь пост. Подведем итоги: Устанавливать газ или нет личное дело каждого, кто хочет платить за топливо в два раза больше – да пусть платит. Остальным же напомню, на что следует обратить внимание:
  • Компания, которая устанавливает ГБО, должна существовать не первый день и иметь все необходимые сопроводительные документы. Наличие положительных отзывов приветствуется.
  • Наличие гарантии и её условия. Чем дольше – тем лучше.
  • Не стесняйтесь задавать установщикам, различные вопросы, это может оказаться очень полезным.
  • Соблюдайте элементарные правила безопасности, открытый огонь под капотом не допустим (впрочем, как и на обычном инжекторном авто), запахло газом – устраните причину.

Удачи на дорогах!

Перешеин Алексей

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.

Свежие записи


Как оторвать ребенка от компьютера?Как оторвать ребенка от компьютера?

Современные дети растут в мире искушений. «Качелей» для

Ремонт газовых форсунок OMVL.Ремонт газовых форсунок OMVL.

Чуть-чуть я не дотянул до весны. На апрель запланирован полный реби

Мы Вконтакте