Почему в жару греется мотор?

 

жара2Зачастую подержанные автомобили, особенно отечественные, в жару работают на температурном пределе. Не редко и кипят…
В этой статье мы разберем основные причины перегрева двигателей внутреннего сгорания. Разберем на примере Газели, хотя все ниже сказанное характерно для всех отечественных и многих зарубежных авто.
ЖараВпервые, за 6 лет владения Газелью я с удивлением обнаружил что машина перестала греться. Даже в 35 градусов, в пробках, мотор работает с ощутимым запасом по температуре. Температура держится от 78 до 85 гр.  Как? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте разберем самые распространенные причины перегрева.


Почему греется?
Причин не так уж и много —  неисправность систем: охлаждения, зажигания и питания.
Разберем каждую.
Система охлаждения двигателя. Тут четко работает принцип: "чистота залог — здоровья", причем чистота не столько снаружи, сколько внутри! Дело в том, что в процессе работы двигателя внутри образуется накипь, почти как в чайнике. И забивает  эта накипь тоненькие трубки радиатора, элементы термостата. В результате тепло не отводится… машина греется.
Как исправить? Раз в два года меняйте антифриз, обязательно с промывкой системы специальными средствами, типа LAVR или HG. Перед летним сезоном неплохо бы промыть соты радиатора мойкой высокого давления (соблюдайте аккуратность: соты мягкие и легко гнуться), после зимы и весны они хранят в себе всю таблицу Менделеева в виде засохшей грязи. Замечательно будет его предварительно снять с авто (ну это для энтузиастов, типа меня) и замочить в каком ни будь средстве. При подозрении на неисправный термостат, незамедлительно меняйте его! термостатДеталь копеечная, а может привести к серьезному ремонту! Обратить внимание стоит и на крышку расширительного бачка. Там находится клапан, поддерживающий небольшое давление в системе охлаждения. Если он не закрывается — двигатель будет чуть сильнее греться. Если он "присох" — есть риск получить течь из-за повышенного давления.
При механическом приводе вентилятора (постоянный привод, электро или вискомуфта) проверьте натяжение ремня, после зимы нередко он проскальзывает. Если "карлсон" электрический неплохо будет почистить контакты в его цепи.
Система зажигания тоже вносит посильную лепту в перегрев авто. При раннем или чересчур позднем зажигании (например, из за неисправного датчика детонации). Мотор теряет мощность, и температура ощутимо ползет вверх. Звенят пальцы, появляется детонация, мотор не тянет…  Процесс  приобретает геометрическую прогрессию: чем горячее — тем еще быстрее нагревается.
В таких случаях нужно выехать напрямую и разогнавшись скажем до 60 — 70 км/ч. отпустить авто в накат, мотор остынет, тогда можно остановиться и заглушить. Если разогнаться нет возможности (условия забитого пробками города), остановитесь, но не глушите (иначе мотор получит тепловой удар или вообще вскипит), печку на максимум, открываем капот, дальше, если есть возможность, облейте радиатор холодной водой (3-5 литров будет достаточно), мотор остынет и можно будет спокойно заглушить и обдумать свое положение… НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не лейте воду прямо на двигатель — получите трещину в блоке или ГБЦ из-за разности температур. Ну а дальше выясняйте причину…
Про Газель. Или как я победил перегревы…
У газели очень теплонагруженный мотор, и ряд технических особенностей способствующих перегреву. Моя грелась с новья, грелась из-за неисправных датчиков, замкнувших муфт, некачественного топлива.
После установки ГБО мотору стало еще тяжелей, дело в том, что газ горит дольше и жарче.  Пришлось кардинально заняться системой охлаждения. Радиатор заменил на медный трех — рядный, он в 1.5 раза эффективней обычного. Вместо ненадежных муфт, поставил постоянный привод вентилятора. Но и этого оказалось недостаточно… Решено было поставить дополнительный электровентилятор от ваз 2107, спереди радиатора. Он включается при температуре 84 гр. и выключается при 80 гр. От полноразмерного электровентилятора отказался, из — за его серьезного электропотребления. Пришлось бы менять и генератор… А семерочный вентилятор в  6 раз(!) дешевле. С рамкой он обошелся мне в смешные 600 руб. До кучи поставил подкачивающую помпу. Она подключена через реле времени, включается в момент остановки двигателя и работает запрограммированное время. Тем самым исключая тепловой удар.
Тем, у кого греется газель я подготовил список того, что нужно сделать, чтобы решить вопрос перегрева. По нарастающей от простого к сложному:
1. Про промывку системы охлаждения я писал выше, сделать это нужно в первую очередь. Цена вопроса 400 — 500 рублей
2. Замена термостата. Как показывает практика, они больше двух лет не живут. Здесь главное не нарваться на брак (а его очень много!). Лучшие термостаты это — электон и прамо. Но и их нужно проверить перед установкой: наливаем  дистиллированной воды в кастрюльку и на плиту. Туда опускаем термостат и градусник,  наблюдаем за началом открытия и его полнотой. Ни в коем случае не берите китайщину, сейчас на газель много запчастей из поднебесной. Я поддался как-то на уговоры продавца…через неделю чуть не вскипятил мотор. Цена — 200 рублей.
3. Крышка расширительного бачка. С течением времени резинка на ней подсыхает и давление в системе пропадает. +1 к перегреву))). Брать лучше оригинал или универсальную, но обязательно с двумя клапанами. Цена 100 — 200 рублей.
3.  Промывка радиатора на мойке. Желательно с каким нибудь спец средством. Главное чтобы не загнули соты! Цена 100 рублей
4. Установка вентилятора с большим количеством лопастей. Результат замечательный, вариантов много: 8 , 10 и даже 11 лопастей. Станет чуть шумнее)))   Цена от 200 рублей.
5. Установка медного трехрядного радиатора.

Оренбургский трехрядный радиатор.

Оренбургский трехрядный радиатор.

Брать лучше наши — Оренбургские. Медный радиатор более производительный и долговечный. Даже если он побежит его можно запаять и ездить дальше. Цена вопроса 4000 — 5000 рублей.
В принципе этого достаточно для того, что бы автомобиль даже на газу перестал греться.
Но нужно помнить: на сильно изношенном моторе тепла вырабатывается значительно больше. Почему? Все просто: чем меньше мощности получается с кг топлива, тем больше его уходит на тепло. Иными словами: энергия, полученная от сгорания топлива, переходит в механическую и тепловую. Механическая на коробку, тепловая в радиатор! Соотношение это зависит от состояния ЦПГ , подшипников скольжения (вкладышей) а также системы впуска и выпуска. И называется оно КПД))).
Для тех у кого автомобиль используется в тяжелых условиях (перегрузы, перевалы, бездорожье) можно рекомендовать установку масляного радиатора (не той трубочки, которую ставят с завода, а полноценного радиатора с сотами) вещь очень полезная, особенно вкупе с термодинамическим клапаном.

Из экзотики: многие наверно видели газельки типа "АРБУЗТРАНС" с 05 региона. Возят эти бедолаги по три тонны! Меня всегда мучил вопрос: как они в жару не греются?  Как то любопытство взяло верх, и я подошел к одному из джигитов, мучивших несчастную газельку. На вопрос КАК? он мне показал нехитрое устройство: под капотом бачек с водой, перед радиатором две веерные форсунки. При перегреве происходит подача воды на радиатор и машина остывает!
Вот и весь пост, если появились какие-то вопросы, пишите в комментах,  с удовольствием подскажу.

Удачи на дорогах и поменьше проблем с вашими железными конями!

Перешеин Алексей.

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.

Свежие записи


Как оторвать ребенка от компьютера?Как оторвать ребенка от компьютера?

Современные дети растут в мире искушений. «Качелей» для

Ремонт газовых форсунок OMVL.Ремонт газовых форсунок OMVL.

Чуть-чуть я не дотянул до весны. На апрель запланирован полный реби

Мы Вконтакте